Сельскохозяйственный трактор и его совместимость с почвообрабатывающей машиной, категории трехточечной подвески в соответствии с нормой ISO, другие варианты сцепления полуприцепных машин с помощью петли дышла или шарового соединения, принцип устойчивости, утяжеление передней оси трактора.
Думая о новом тракторе, большинство фермеров задумываются о его мощности. Это, конечно, важный вопрос в контексте имеющейся площади и типа почвы, на которой ведется возделывание. Однако не менее важным аспектом является совместимость трактора с сельскохозяйственной машиной. В зависимости от назначения и выбранного производственного процесса к трактору мы захотим подключить разные устройства, поэтому стоит ознакомиться с вариантами сцепки машин с трактором.
Трёхточечное навесное оборудование
Так как навесные машины не имеют собственных колёс, весь их вес принимает на себя трактор, и они требуют соединения с помощью трёхточечного навесного устройства (ТНУ). Оно состоит из двух нижних тяг и верхнего соединителя. В более старых моделях на их концах были шарнирные соединения, в которые вручную вставлялся палец и закреплялся, чтобы предотвратить самопроизвольное отсоединение. Современные ТНУ оснащены крючковыми наконечниками (с самозахватывающимися предохранителями), которые соединяются со специальными шарнирами, установленными на пальцах машины. Благодаря этому процесс соединения становится быстрее, легче и безопаснее.
Основным преимуществом трехточечной навесной системы (TUZ) является высокая стабильность. Она позволяет как поперечное, так и продольное выравнивание инструмента, а также регулировку глубины его работы. За это отвечает гидравлическая часть, состоящая из гидроцилиндра, соединенного с рычагами TUZ, насоса и распределителя. Современные TUZ оснащены электронными системами (Electronic-hydraulic Hitch Control), которые позволяют регулировать положение машины с помощью панели с кнопками, а не рычагами у распределителя. Панель находится в кабине и, возможно, снаружи, например, на задней части крыла.
Нормализация трехточечной системы подвески
С ростом популярности трехточечных систем навески (ТУЗ) росло их разнообразие по размеру и допустимой нагрузке. Бывали случаи, когда несмотря на то, что ТУЗ позволял установить ту или иную машину, трактор оказывался слишком слабым. В настоящее время размеры и требования к подвеске инструментов и оборудования сзади трактора описаны в стандарте PN-ISO 730. Оборудование, работающее с трактором, должно иметь сцепку, соответствующую сцепке трактора, работающего на хозяйстве. Описаны четыре категории, характеризующие заднюю подъемную систему трактора в зависимости от его мощности: сцепки категории I устанавливаются на тракторах мощностью до 48 л.с., категории II – мощностью до 120 л.с., категории III – до 240 л.с., и категории IV – до 450 л.с.
Другие варианты сцепления полуприцепных машин
Полуприцепные машины имеют собственную ходовую систему, поэтому вертикальные силы, возникающие из-за их веса, только в определенной степени передаются на трактор. Полуприцепные устройства можно агрегировать с помощью нижних тяг TUZ или сцепки. Можно выделить несколько типов сцепок, самые популярные из которых — серьга дышла и шаровая сцепка, которые чаще всего в сельскохозяйственных машинах Rolmako устанавливаются в качестве опции.
Механическая или автоматическая сцепка и дышло типа «ухо»
Машина с дышлом «ухо» диаметром 40 мм соединяется с трактором при помощи пальца диаметром 32 мм. Это самая простая и дешевая система сцепки. К сожалению, также наименее удобная. В ней имеются большие люфты из-за необходимого отклонения при наезде на препятствие или подъем. Из-за этого появляется характерное рывковое движение, что влияет на более быстрое изнашивание сцепки.
Автоматические крепления имеют гораздо меньше люфта благодаря применению штифта диаметром 38 мм. Они не требуют вмешательства оператора, так как штифт освобождается, когда дышло ударяется о защелку. В этом случае в ухо дышла диаметром 50 мм вставляется штифт диаметром 48 мм.
Шаровой сцепной и конец дышла
Как следует из названия, палец заканчивается шаром, на который крепится петля дышла соответствующей формы. Всё это блокируется зажимом сверху. Такое соединение не имеет люфтов (что характеризуется большей прочностью), но при этом позволяет отклонение даже до 30°. Самая популярная на данный момент система — сцепка K80, однако на рынке доступны различные размеры, предназначенные для дышел с разным осевым давлением и разной общей массой агрегатируемой машины.
Кроме того, стоит упомянуть, что ухо дышла может быть фланцевым, прикрученным болтами, приваренным или прикрученным одной гайкой сзади. В свою очередь, крюки – прямо прикрученные к трактору или к специальному адаптеру, установленному на блок коробки передач, называемому рельсом, корпусом или полозьями. Благодаря этому мы можем сами выбрать, какой крюк использовать и на какой высоте. Более того, в настоящее время рельсы оснащены скользящими и адаптивными пластинами, к которым прикручивается сама концевка крюка. Это дает возможность устанавливать элементы от различных производителей, к тому же изнашивается только "концевка", а не весь крюк.
Принцип устойчивости агрегата, то есть утяжеление передней оси трактора
Сцепление многотонной сельскохозяйственной машины с трактором приводит к тому, что передние колеса теряют сцепление с землей. Это уменьшает тяговое усилие, но прежде всего приводит к тому, что трактор иначе тормозит и плохо управляется. По этой причине необходимо утяжелить переднюю часть, установив дополнительный балласт или машину, монтируемую спереди. Rolmako предлагает целый ряд почвообрабатывающих машин, агрегируемых на переднем подъемнике трактора.
Считается, что для безопасного движения по дороге минимальная нагрузка на переднюю ось должна составлять 20% от общей массы агрегата. Однако оптимальная нагрузка составляет около 40%. Максимальный вес зависит от максимальной грузоподъемности шин. Для точного расчета минимальной нагрузки необходимо произвести расчеты, основываясь на массе трактора и присоединенной машины, а также расстоянии её подвеса от центра тяжести и других измерений. Хотя это звучит немного сложно, инструкции по эксплуатации содержат как математическую формулу, так и необходимые параметры, которые нужно подставить в неё.
Одним из лучших способов утяжеления передней оси является передний ТUZ. В отличие от заводских балластов, он позволяет быстро устанавливать и снимать груз, а также регулировать его массу в зависимости от навешенной машины сзади. Кроме того, следует помнить, что передний TUZ прежде всего увеличивает производительность работы, так как позволяет расширить набор сельхозорудий и уменьшить количество проходов по полю.
В заключение стоит добавить, что не только задний TUZ был стандартизирован. Все элементы, служащие для сцепления машин с трактором, имеют свои параметры и нормы. Например, передний TUZ описывает стандарт DIN ISO 8759-2. По этой причине, если планируются дополнительные закупки или замена устаревшего оборудования, стоит задуматься не только о виде выполняемых работ, но и изучить способы агрегатирования сельскохозяйственных машин и руководствоваться нормами ISO, указанными в инструкциях.